Автоцистерны для перевозок живой рыбы на шасси ГАЗ-3309
Цистерна изготовлена из нержавеющей стали 12Х18Н10Т толщиной 3 мм. Снаружи облицована тонкослойной низкоуглеродистой сталью с последующим лакокрасочным покрытием и заливается пространство между корпусами теплоизоляционным материалом ФРП-1. Готовая цистерна устанавливается на шасси автомобиля ГАЗ-3307 или ГАЗ-3309 на специальных опорах и крепиться при помощи затяжных металлических поясов. Сверху цистерна имеет две заливных горловины, с крышками закрываемых при помощи специального затяжного запора. Заполнение цистерны водой производится посредством насоса, стационарно установленного в рыбоводных хозяйствах.
Вода, закаченная в цистерну, может быть недостаточно насыщенна кислородом, кроме того, она может содержать некоторое количество углекислоты или хлора.
Для поддержания жизнеспособности рыбы предусмотрено обогащение воды, находящейся в цистерне кислородом и освобождение ее от углекислоты и хлора путем продувания через нее воздуха. Чтобы сделать ее наиболее пригодной для выживания рыбы, необходимо до погрузки рыбы в течение 10-15 минут пропускать через воду воздух или кислород. .для чего необходимо открыть крышку загрузочного люка. Проходящие через воду пузырьки воздуха обогащают ее кислородом, удаляют углекислотный газ и хлор, перемешивают воду в цистерне. Благодаря этому на всех участках цистерны вода будет иметь одинаковую температуру.
В случае выхода из строя системы воздухопитания обогащение воды кислородом производиться посредством открывания крышки верхнего люка автоцистерны.
Поступающий из баллона воздух под давлением около 150 атм., проходя через редуктор, направляется к шлангам системы воздухоснабжения.
Распыление воздуха в воде на мельчайшие частицы производится при помощи воздухонапорных шлангов диаметром 18 мм. На шлангах тонкими иглами делаются отверстия.шланги расположены на дне цистерны. Общая длина шланков с отверстиями 11 метров.
Для уменьшения и регулировки давления установлен редуктор с двумя манометрами, показывающими давление в баллоне и в системе аэрации. Баллоны с кислородом или сжатым воздухом помещаются в специальный ящик за кабиной водителя. Вдоль цистерны расположены боковые площадки для более удобной загрузки и выгрузки рыбы. После окончания требуемой подготовки автоцистерны производиться загрузка живой рыбы. Во время загрузки живой рыбы в цистерну, воздух должен без перерывов подаваться по аэрационной системе в цистерну. При перевозке живой рыбы в автоцистерне количество загружаемой рыбы зависит от температуры воды в цистерне. Наиболее желательная температура воды в цистерне во время перевозки рыбы в осеннее-летнее время +6С — +12С, осеннее-зимнее время +11С — +3С. Теплолюбивых рыб- карпа, леща, сазана, судака, сома и др., — летом лучше перевозить при температуре +10С — + 12С, а рыб холоднолюбивых лососей, сигов, форелей- при температуре воды +5С — +8С. Примерные допустимые нормы загрузки автоцистерны согласно норм по перевозке и хранению живой рыбы. При перевозке молодняка рыб от 10 до 100 граммов нормы загрузки всех рыб снижаются на 50%. Разные виды рыб при одинаковых условиях потребляют разное количество кислорода на единицу веса. Отсюда и разные нормы загрузки автоцистерны.
Вместо 100кг товарного карпа весом 0,5 кг каждый можно загрузить:
- Линя, угря, карася — 125 кг
- Сома — 95 кг
- Щуки — 90 кг
- Леща — 70 кг
- Судака — 57 кг
- Осетра, севрюги — 45 кг
- Лосося, форели, сига — 35 кг
- Стерляди — 30 кг
- Рипуса — 25 кг
Загрузка рыбы производиться в ручную через верхние загрузочные люки тарой вместимостью не более 30 кг. При большем весе наблюдается значительное травмирование рыбы. После загрузки, крышка загрузочного люка должна быть закрыта. Перевозка рыбы должна производиться без длительных остановок. В случае вынужденной остановки в летнюю солнечную пору, автоцистерну следует ставить в тень. В пути необходимо строго следить за непрерывной подачей воздуха в цистерну, т.е. следить за показаниями манометра. Давление в аэрационной системе необходимо поддерживать в пределах 1-1,2 атм. При большем давлении произойдет бурление воды, что отрицательно сказывается на жизнеспособности рыбы и приводит к ее травмированию. При малом давлении в системе уменьшается насыщенность воды кислородом, что также сказывается на жизнеспособности перевозимой рыбы. Постоянное давление в аэрационной системе поддерживается по манометру редуктором. Живая рыба может быть выгружена через верхний люк сачками или непосредственно через люк в задней стенке цистерны, диаметром 220-250 мм, вместе с водой. К люку может присоединяться специальный разгрузочный рукав, через который, рыба может быть выгружена непосредственно в живорыбный садок. Часть воды из цистерны перед выгрузкой рекомендуется слить. При помощи лотка она может быть направлена самотеком в живорыбный садок или в любую другую тару, при этом необходимо обеспечить достаточный уклон лотка, чтобы рыба не задерживалась. Продолжительность разгрузки- не более 20-30 мин. Сливной патрубок в нижней части цистерны служит для полного слива воды из цистерны. После выгрузки рыбы цистерну тщательно промыть и высушить, поставив при этом машину с уклоном в сторону слива. Разгрузочный рукав, после выгрузки рыбы, промывается водой и высушивается. В процессе мойки внутренней полости цистерны необходимо использовать волосяные щетки и хлопчатобумажную ткань. Чистить внутреннюю поверхность цистерны сеталлическими щетками, песком, абразивом, а также другими материалами запрещается. В зимнее время по окончании работы необходимо продувать все шланги воздухом.
Технические характеристики Автоцистерна для перевозки живой рыбы на шасси ГАЗ-3309 | |
Базовое шасси | ГАЗ-3309 |
Форма ёмкости | эллиптическая |
Количество внутренних ёмкостей | 1 |
Количество загрузочных горловин с воздушными клапанами, шт | 2 |
Внешняя обшивка | чёрный крашеный металл |
Утеплитель | ФРП 1 |
Геометрическая емкость цистерны, литров | 3900+ /-60 |
Габаритные размеры, мм | |
— Длина | 6200 |
— Ширина | 2380 |
— Высота | 2600 |
Масса цистерны, кг | |
— без нагрузки | 3950 |
— с нагрузкой | 7850 |
Распределение веса автоцистерны по осям, кг, с нагрузкой | |
— на переднюю ось | 1875 |
— на заднюю ось | 5975 |
Автоцистерна изготовлена для работы в температурном диапазоне | от +45°С до -45°С |
Технические характеристики двигателя |
|
Двигатель |
ММЗ Д-245.7 |
Тип |
Рядный, 4-х цилиндровый, 4-х тактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива. |
Рабочий объём, л |
4,75 |
Степень сжатия |
15,1 (17±1*) |
Мощность нетто, кВт (л.с.) / об/мин |
86,2 (117,2) / 2400 |
Максимальный крутящий момент, кГс*м (Н*м) / об/мин |
42,1 (413) / 1500 |
Топливо |
дизельное |